Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
22:08 

litha
Дилетантство как призвание
"Третий путь — самый соблазнительный и самый коварный — так наз. «актуальное искусство». Его определяют у нас такие имена, как Кулик, группа «Синие носы», Осмоловский, Тер-Оганян, идеологи Марат Гельман, Ерофеев, Свиблова и др. При всех, казалось бы, формальных различиях, «актуальщики» едины в одном: они считают возможным объявить «изобразительным искусством» всё что угодно: любой предмет, римейк, действие («акцию») и фотографии «акций», клип, компьютерный файл; наконец, полное отсутствие чего-либо (пустые страницы альбома и т.п.). Произведение как таковое не имеет значения — важно его словесное истолкование, «меседж» (послание), которое сам художник или его «спичрайтер» — искусствовед адресуют зрителю. Молодая авторша представила на московском «Бьеннале» липучки с приставшими к ним дохлыми мухами. Известный радиокомментатор Яков Кротов объявил этот «проект» символом бренности всегс земного, равным по мудрости Экклезиасту. «Меседж» подменяет произведение — именно его, словесное объяснение, восприятие, ощущение — идеологи «актуального искусства» провозглашают современным изобразительным искусством, будто бы полностью вытеснившим и заменившим живопись, графику, скульптуру. «Традиционное» изобразительное искусство, то есть собственно искусство, они презрительно зачисляют в «маргинальное», «устаревшее», списывают «с корабля современности» как не заслуживающее ни экспозиции в музейных отделах современное искусства, ни широкого финансирования, ни представительства на международных бьеннале. «Актуальное искусство» и изобразительное искусство, по существу, совершенно разные виды деятельности требующие разной направленности ума и, соответственно, разных форм обучения. Очевидно, что «актуальному искусству» вообще не нужны такие качества как талант, призвание, способность человека к художественному творчеству. Не нужно никакое профессиональное мастерство, а соответственно, и профессиональное художественное образование. Нет ни малейшей надобности тратить годы на овладение рисунком, живописью, перспективой, анатомией, технологиями и пр. — необходимо развивать в себе совсем иные качества: способность придумать что-то «сногсшибательное», такое, чего еще до «меня» никто не придумывал, и заинтересовать своим «проектом» кураторов, «имиджмейкеров», которые его «объявят искусством», спонсоров, которые его профинансируют, менеджеров, «аукционистов», которые взвинтят его продажную цену. Этот путь соблазняет возможностью пробиться на мировой художественный рынок, обрести мировую славу. Какому молодому художнику не хочется, прослыть новым, современным, передовым! Опасность же в том, что художник оказывается в полной зависимости от кураторов, менеджеров, искусствоведов: его могут включить в список «актуальных», «раскрутить», продать за большие деньги, но могут ведь и исключить «из списка», а это означает для художника полную катастрофу. Конец. Небытие. Липучки с дохлыми мухами, если «идеологи» не объявят их «искусством», не провозгласят «бренностью всего земного, равной по мудрости Экклезиасту», так и остаются всего лишь липучками из привокзального буфета, гадостью, которую, использовав, выбрасывают на помойку. То же ждет и «автора проекта»…" (с) Мария Чегодаева

URL
Комментарии
2011-02-14 в 22:52 

Риджер
Я для себя недавно сформулировала, что в искусстве 20 века (еще 20, не 21-го) для меня слишком много символизма и слишком мало искусства. Разумеется, эта проблема затрагивает не только живопись - в книгах временами та же проблема. И где-то встречала термин "фишкинг" относительно кино. По-моему, его даже разъяснять не надо.
Впрочем, хороших художников во вполне классическом понимании много. И фильмов тоже. И книг. И они достаточно востребованы. (но временами меня даже существования уродства с мухами или расчлененной коровой в качестве искусства бесит-бесит-бесит)

2011-02-14 в 22:59 

litha
Дилетантство как призвание
У меня не очень хорошо с градацией искусства по периодам, но вот то, что описано в цитате, я чувствую очень остро - когда искусство подменяется чем-то, что туда вкладывает автор, и просто так это не вычислить - ну вот как с мухами этими. И я не спорю, вероятно, сейчас тоже много хороших хужожников и иных деятелей искусства - другой вопрос, что такие вот перформансы ярче освещаются прессой, критиками, всеми. Их видишь везде.

Я катастрофически не умею высматривать некие малодоступные невооруженному глазу смыслы. Мне в случаях со скрытыми десятыми смыслами кажется, что автор хочет просто лишний раз ткнуть меня носом в мое плебейское восприятие, когда пока аршинными буквами не напишешь - не поймет, и любви к автору это не прибавляет.

URL
   

Черновик и Цитатник

главная